Средневековая история Кипра, пожалуй, самая богатая на события страница прошлого. Это время крестовых походов, династии Лузиньянов, расцвета торговли и культурных контактов. Изучение этих событий помогает глубже понять не только современную культуру Кипра, но и современные реалии Ближнего Востока и Средиземноморья. Также эти знания помогают взглянуть на Кипр с новой точки зрения и осознать его значимость в историческом контексте.
Роль Кипра в XII — XVI вв.
Остров Кипр был завоеван в 1191 году английским королем Ричардом I Львиное Сердце в ходе Третьего крестового похода (1189–1192). Это событие стало ключевым моментом в истории региона, положив начало созданию Королевства Кипр, которое впоследствии стало важным оплотом христианства на Востоке.
Последний восточный рубеж
С момента своего основания в 1192 году Королевство Кипр стало не только стратегическим форпостом, но и последним восточным рубежом христианского мира после падения Акры в 1291 году. В XII веке Кипр превратился в ключевой стратегический и логистический центр крестоносцев, играя важную роль в их военных кампаниях. Благодаря своему географическому положению в восточной части Средиземного моря, остров стал идеальной базой для перегруппировки войск, пополнения запасов и проведения последних военных советов перед началом походов на Святую Землю.
Убежище
Кипр также стал убежищем для христиан, изгнанных с азиатского побережья, и византийцев, спасавшихся от политических потрясений, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Для купцов, стремившихся к рынкам Востока, остров служил естественным транзитным пунктом, а его развитая торговая инфраструктура превращала его в один из ключевых регионов Леванта.
Политическая площадка
Кипрские короли и бароны, следуя примеру своих предшественников из Латино-Иерусалимского королевства, стремились поддерживать мирные отношения с мусульманскими соседями. Такая политика позволяла сохранить стабильность и способствовала экономическому процветанию острова. Однако, несмотря на приверженность миру, Кипр неизменно участвовал в военных операциях против мусульман, когда этого требовала политическая ситуация или интересы крестоносного движения. Эта двойственность отражала сложную роль Кипра как форпоста христианского мира в регионе, где баланс между войной и дипломатией был ключом к выживанию.
Святая земля
Ещё одна функция острова в те времена — прием паломников и всесторонней им помощи на пути в Святую Землю. Для этих целей на острове строились госпитали. Свидетельства паломников XIII-XV вв. единодушно подчеркивают радушие и гостеприимство, с которыми их встречали на Кипре. Кипр также приобрел статус христианской святыни. Леонтий Махера, знаменитый кипрский хронист тех времен, начинает свою историю Кипра с описания чудотворных святых мощей, икон и святых мест. Эти аспекты способствовали укреплению представления о Кипре как о святыне христианства, за которую необходимо бороться в священной войне против неверных, делая остров важным символом крестоносного движения.
Центр торговли
Восточные рынки манили европейских купцов своим богатством и разнообразием товаров. Несмотря на многочисленные трудности, такие как рискованное путешествие, запреты римских пап на торговлю с мамлюками, обвинения в предательстве и даже угрозу жизни, купцы неизменно искали пути к восточным богатствам. Ни войны с мусульманами, ни опасности Востока не могли остановить их стремление к прибыли.
Кипрское королевство, а особенно его главный порт Фамагуста, играло ключевую роль в торговле между Востоком и Западом. В конце XIII века Фамагуста стала одним из важнейших торговых центров региона, формируя вместе с Дамаском и Александрией коммерческий треугольник. В XV веке под термином «ad partes Famaguste» понимались Кипр, Сирия и Египет. Именно сюда стремились купцы из Генуи, Венеции, Флоренции, Барселоны и других европейских городов.
Фамагуста была местом, где европейцы закупали восточные товары: специи, сахар, шелк, бархат, парчу, ковры, хлопок, квасцы и многое другое. Большая часть этих товаров поступала на Кипр из Бейрута, Дамаска и Александрии, которые, в свою очередь, получали их из Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. С начала XIV века торговые пути сходились в Фамагусте, связывая Центральную Азию, Черное море и Константинополь с Левантом.
Кипрское королевство Лузиньянов было не только транзитным узлом, но и производителем собственных товаров: сахара, вина, хлопка, шерсти, соли и знаменитых кипрских шерстяных тканей — камелотов. Эти товары пользовались спросом как на Западе, так и на Востоке.
Торговля с Востоком была жизненно важной для европейских купцов, которые зачастую игнорировали религиозные и идеологические различия, когда речь шла о выгоде. Однако Восток всегда оставался опасным. Европейцы, будь то частные лица или правители, вынуждены были сохранять осторожность в отношениях с мусульманскими партнерами, понимая, что выгода и риск идут рука об руку.
Ги де Лузиньян: основатель Королевства Кипра и король с непростой судьбой
Ги де Лузиньян, основатель королевской династии на Кипре и король Иерусалима, был известен как правитель, чье поражение в Хаттинской битве в 1187 году от войск Саладина привело к потере латинянами Иерусалима. Его прибытие на Кипр сопровождалось репутацией неудачника, что долгие годы омрачало жизнь и ему, и его наследникам. Кроме того, знатность происхождения Ги оставляла желать лучшего. Его восхождение началось с того, что его выбрала в супруги Сибилла, старшая дочь короля Иерусалима. Ее сын, Балдуин V, племянник короля Балдуина IV, должен был унаследовать престол, а для обеспечения его прав Сибилла была вынуждена выйти замуж. Однако вместо брака с одним из влиятельных баронов королевства она отдала предпочтение бедному, но смелому и неотразимо красивому Ги де Лузиньяну.
Ги де Лузиньян
(историческая реконструкция портрета)
В 1180 году состоялся их брак, после которого Ги получил в управление графство Яффы и Аскалона. Через некоторое время король Балдуин IV, страдающий от тяжелой формы проказы, уступив уговорам своей сестры Сибиллы и патриарха Ираклия, согласился передать трон Ги де Лузиньяну как регенту. Этот шаг дал Ги почти полный контроль над делами государства и его территориями, за исключением самого Иерусалима, приносившего доход в размере около 10 тысяч золотых безантов ежегодно, который Балдуин оставил за собой.
В 1183 году король Балдуин IV, находясь при смерти, объявил своим наследником шестилетнего племянника Балдуина V. Однако правление молодого короля оказалось недолгим: в 1186 году он скончался, что привело к прекращению мужской линии Арденн-Анжуйской династии, правившей Иерусалимом. Среди оставшихся наследников были лишь две дочери короля — старшая Сибилла и младшая Изабелла. В результате бароны королевства признали королем супруга Сибиллы, Ги де Лузиньяна. Происходило это вполне по законам того времени, но был один интересный нюанс — Ги не получил титул короля «по праву жены», а стал консортом и без согласования с женой не имел права подписывать ни один документ.
Потеря Иерусалима и борьба за престол
В 1187 году Иерусалим был завоеван Саладином (в результате Хаттинской битвы), а сам король Ги де Лузиньян попал в плен. После освобождения он оказался втянут в длительную борьбу за иерусалимский престол с новым претендентом, Конрадом Монферратским. Тем временем началась осада Акры силами крестоносцев Третьего крестового похода, во время которой в 1190 году умерла королева Сибилла. В итоге корона перешла к Конраду Монферратскому. А Ги де Лузиньян после смерти жены покинул осажденную Акру. С помощью английского короля Ричарда I Львиное Сердце он отправился на Кипр, надеясь основать там новое королевство, хотя и продолжал считать себя королем Иерусалима.
Многие хронисты и современные историки склонны возлагать ответственность за несчастья Иерусалимского королевства на Ги де Лузиньяна. Гийом Тирский упрекал его в неспособности оценить свои силы и ответственность, называя его человеком, лишённым мужества и мудрости, который раздражал окружающих дерзостью и самодовольством. Они указывают на его неопытность, простоватость и отсутствие стратегического мышления. Однако, вину за поражение в битве при Хаттине и последующую потерю Иерусалима несправедливо возложили исключительно на Ги де Лузиньяна. Реальная причина кроется в сложном клубке интриг и противоречий между ключевыми фигурами королевства: патриархом Иерусалимским, магистрами орденов тамплиеров и госпитальеров, графом Триполи и другими баронами. Эти разногласия подорвали единство командования и мешали слаженности действий крестоносной армии. Несмотря на свои недостатки, Ги де Лузиньян проявлял инициативу, храбрость и верность своему долгу как короля-крестоносца.
Ги де Лузиньян был пленён Саладином после поражения в битве при Хаттине, но освобождён в конце лета 1188 года. Вернув себе свободу, он начал собирать новую армию и предпринимать усилия для восстановления Иерусалимского королевства ещё до прибытия участников Третьего крестового похода. С прибытием европейских крестоносцев Ги присоединился к войску английского короля Ричарда I Львиное Сердце, который стал его сеньором.
Однако Ги не смог сохранить корону Иерусалима. После смерти его жены Сибиллы и двух дочерей, законных представительниц Арденн-Анжуйской династии, его династические права на трон стали крайне сомнительными. Ги был последним латинским королём, коронованным в Иерусалиме, но он получил корону как консорт, а значит, не имел права принимать решения без согласования с Сибиллой. После смерти Сибиллы права на корону перешли к младшей сестре Сибиллы, Изабелле, вступившей в брак с Конрадом Монферратским.
Новая глава: Кипрское королевство
После потери Иерусалима Ги де Лузиньян приобрёл остров Кипр, который стал основой для создания нового королевства. Остров он купил у тамплиеров, которым ранее его передал Ричард I Львиное Сердце. Однако цена, запрошенная тамплиерами, была чрезвычайно высокой — 100 тысяч золотых безантов, что составляло почти полтонны золота. У Ги не было таких средств, и он обратился за помощью к западноевропейским государствам. Наиболее заметную финансовую и военную поддержку ему предоставили генуэзцы.
Ги де Лузиньян и его семья прибыли на Кипр не из Европы, а из Латино-Иерусалимского королевства, которое они считали своей родиной. Они изначально не рассматривали Кипр как колонию для эксплуатации, а, напротив, стремились интегрироваться в местную систему управления. Новый режим не стал радикально менять византийскую административную структуру на острове, сохранив существующий порядок в сельских районах и византийские традиции. Ги, у которого фактически не было денег на обустройство острова, для укрепления своих финансовых позиций предложил рыцарям из Франции, Англии и Каталонии переселяться на остров, обещая им «серебро, золото и наследство для них и их потомков», как свидетельствует хроника Леонтия Махера. В это же время Ги признал себя вассалом французского короля Филиппа II Августа, рассчитывая на военную и финансовую поддержку.
Ги также проявил дипломатическую осторожность, начав переговоры с Египтом. Эти усилия позволили ему предотвратить угрозу нападения со стороны мусульманского соседа. Таким образом, он заложил основы политики сосуществования с мусульманами, что стало важным элементом дипломатии его преемников.
Несмотря на создание на Кипре нового королевства, Ги до конца своих дней считал себя королём Иерусалима. Однако историки и хронисты справедливо называют его первым королём Кипра. Его правление было недолгим: в августе 1194 года Ги де Лузиньян скончался и был похоронен тамплиерами в Никосии. За время своего правления он успел заложить основы кипрской монархии, которая просуществовала более трёх веков.
Амори де Лузиньян
(историческая реконструкция портрета)
После смерти Ги де Лузиньяна его старший брат Амори унаследовал Кипр, но в качестве сеньора. Однако в январе 1197 года Амори стал первым из династии Лузиньянов, кто был официально коронован как король Кипра. Этот шаг стал возможным благодаря политической договорённости: в 1196 году Амори признал себя вассалом германского императора Генриха VI в обмен на титул короля. Генрих VI стремился включить весь латинский Восток в состав Священной Римской империи, и вассальная зависимость Кипра могла стать значительным успехом в реализации этих амбиций. Однако планы императора не увенчались успехом, и вассалитет остался скорее формальностью. Ситуация с вассальной зависимостью окончательно разрешилась лишь позже, когда после смерти императора Фридриха II Гогенштауфена Кипр был освобождён от неё папой римским.
В 1196 году Амори остался вдовцом после смерти своей первой жены Эшив Ибелин, но уже в 1198 году он заключил новый брак. Его второй женой стала Изабелла Иерусалимская, младшая дочь короля Иерусалима. Изабелла была трёхкратной вдовой — её предыдущими мужьями были Онфруа Торонский, Конрад Монферратский и Генрих Шампанский. Этот брак позволил Амори стать королём Иерусалима, добавив ещё одну корону к титулу короля Кипра.
Династия Лузиньянов: от Иерусалима до Кипра
Крепость Лузиньян
Источник изображения: By Limbourg brothers/ Barthélemy d’Eyck — R.M.N. / R.-G. Ojéda, Public Domain, Link
Семейство Лузиньянов берет свое начало из графства Пуату, расположенного на западе Франции. Их родовое гнездо, крепость Лузиньян, находилось примерно в 30 километрах от города Пуатье и было известно с IX века. Эта крепость служила символом могущества рода и стала отправной точкой для их политического и военного восхождения, которое привело Лузиньянов сначала к участию в крестовых походах, а затем к созданию королевской династии на Кипре и в Иерусалиме.
Во второй половине XI века Лузиньяны участвовали в Реконкисте на Пиренеях, а затем примкнули к Первому крестовому походу (1096–1099). Один из первых представителей рода на Востоке, Гуго VI, граф де Лузиньян, был приближенным Балдуина I, короля Иерусалима. Его потомки продолжили традицию участия в крестовых походах:
Гуго VII Лузиньян сопровождал короля Людовика VII во время Второго крестового похода (1147–1148).
Гуго VIII Лузиньян прибыл на Восток в 1163 году, но погиб в плену в 1164 году.
Гуго Х Лузиньян, граф де ла Марш, погиб в битве при Дамьетте в 1219 году во время Пятого крестового похода.
Гуго XI Лузиньян, сын Гуго Х, был женат на Изабелле Ангулемской, вдове английского короля Иоанна Безземельного, и участвовал в крестовом походе Людовика Святого (1248–1254).
Восточная ветвь рода Лузиньян
Родоначальником восточной ветви Лузиньянов стал Амори, второй сын Гуго VIII. Около 1170 года он прибыл в Палестину, где стал камергером, а затем коннетаблем Иерусалимского королевства. Его брак с Эшив Ибелин, представительницей знатного и влиятельного рода, укрепил его положение в Иерусалимском королевстве.
К Амори присоединились его младшие братья:
Ги де Лузиньян, будущий король Иерусалима и основатель Кипрского королевства, также Жоффруа де Лузиньян, который отправился на Восток после битвы при Хаттине (1187) для помощи своим братьям.
Литературное наследие рода Лузиньян
В XVI веке Этьен де Лузиньян, викарий латинского епископа Лимассола, представитель кипрской ветви рода, стал известным писателем и историком. Живя в Париже, он занимался исследованиями истории Кипра и своего рода, благодаря чему современники получили ценные сведения о Лузиньянах.
Гербовый щит рода Лузиньян 1393–1473 гг.
(в центре гербового ансамбля)
0 Комментариев