История Кипра
краткая ретроспектива: от каменного века до нашего времени
Доисторический период
10 000-1 050 гг. до н.э.
Доисторические киприоты занимались земледелием, охотой, выращивали скот, селились в небольших деревнях подальше от береговой линии.
До наших дней дошли поселения эпохи неолита (6-7 тыс. до н.э.) – круглые дома с фундаментом из гальки, полом из обожжённой глины и с глинобитными стенами. Найденные предметы той эпохи – каменные сосуды и оружие – хранятся в археологических музеях Кипра.
Медно-каменный период
3,5 тыс. до н.э. – 2500 гг. до н.э.
Бронзовый период
2500 – 1100 гг. до н.э.
Исторический период
Железный век
В начале нового периода очень велико влияние греческой культуры. Строятся новые города-государства – по мифам, они основываются героями Троянской войны, возвращающимися из похода (Кипр становится активной ареной действия греческих мифов). Распространяется греческий язык и культ греческих богов. При застройке классические греческие элементы и архитектурные решения. Важнейшим городом становится Саламин.
Люди научились добывать и перерабатывать железо, которое постепенно вытесняет медь и становится основным материалом для изготовления инструмента и оружия.
Геометрический период
1050 – 700 гг. до н.э.
Архаический период
700 – 480 гг. до н.э.
Отдельно надо упомянуть космополитизм киприотов. Все народности, прибывающие на Кипр ассимилировались и смешались с населением острова, пользуясь теми же правами и привнося часть своей культуры в культуру островитян, в то время, как в подобных греческих городах всегда существовало чёткое разделение между гражданами и не-гражданами.
В 526 году до н.э. персы на Кипре разгромили египтян, и остров перешёл во владение Персии, по-прежнему сохраняя культурную и социальную независимость.
Период античного эллинизма
480-30 гг. до н.э.
Персы не оставляли своих претензий на остров, в 380 году до н.э. он был снова введён в состав империи на правах автономии, сохранив свою независимость. Именно в этот период Кипр становится крупным политическим и культурным центром Эллады.
В 350-344 гг. до н.э. в Саламине поднялось освободительное движение, окончательно Кипр вышел из состава Персидской империи лишь в 321 году до н.э., в результате похода Александра Македонского. Александра встретили на острове как освободителя. Во многом благодаря построенным на Кипре современнейшим по тому времени кораблям с пятью рядами вёсел Александр Великий одерживал свои морские победы.
После смерти Александра Македонского, правителем острова стал один из его военачальников — Птоломей. Кипр вошёл в состав эллинистического Египта. Для удобства связи со столицей Египта Александрией, столица переносится из Саламина в Пафос. Остров становится военной перевалочной базой Египта, и поставщиком меди, корабельного леса и сельхозпродукции.
Эллинистическая культура оказывает сильнейшее влияние на культуру Кипра, что отображается и в градостроительстве, и в скульптуре того времени. Нельзя недооценивать и вклад Кипра в эллинистическую культуру: отметим Эвдемоса, друга Платона и Аристотеля и автора учения эвдемонизма, по которому счастье является высшей целью человеческой жизни; и Зенона из Китиона, основателя школы стоиков.
Римский период
58-395 гг.
Важнейшим событием этого периода стало принятие христианства жителями острова. В 45 году апостолы Варнава (уроженец Саламина) и Павел принесли слово Божие на Кипр и прошли путь от Саламина до Пафоса. Римский проконсул Сергий Павел принял христианство, став первым высокопоставленным представителем Римской империи – христианином. Одним из первых епископов – епископом Китийским, стал Лазарь, переселившегося на остров после своего чудесного воскрешения.
Византийский период
395-1191 гг.
Крупнейшие кипрские города были разрушены разрушительными землетрясениями в IV веке: Пафос, Саламин, … На месте Саламина выстроен новый город – Констанция, в который перенесена столица из Пафоса. Выжившие жители разрушенных городов создают новые поселения – Арсиное (Аммохостос, позднее Фамагуста) рядом с Саламином, Амафунта (Лемесос, Лимасол) между Аматусом и Курионом, Лефкосия (Никосия) возле Ледры.
Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.
В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. Лишь в 965 году Византия окончательно отвоевала остров.
В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.
Франкский период
1192-1489 гг.
Большое влияние приобретают столица Никосия и торговый город Фамагуста. Кипр становится одним из важнейших торговых центров восточного Средиземноморья.
Экономический и политический расцвет королевства пришёлся на вторую половину XIV века, но поражение в кипро-генуэзской войне 1373-1374 годов привело к экономическому упадку и закату государства. В 1489 году остров стал одной из Венецианских колоний.
Венецианский период
1489-1571 гг.
Венецианцы использовали Кипр, как перевалочную базу для торговых и военных флотилий, построили крепости в Фамагусте, Кирении и Никосии. Остров регулярно подвергается набегам войск Османской империи. В 1570 году, несмотря на героический отпор, Фамагуста пала в битве с османскими войсками.
Османское владычество
1571-1878 гг.
Османское правление всячески способствовало усилению Кипрской православной церкви, во избежание усиления влияния западноевропейской католической церкви. Архиепископ Кипрской православной церкви стал не только религиозным лидером, но и народным предводителем, отстаивая его интересы перед лицом османских правителей. На архиепископов была возложена ответственность за порядок на острове и даже за своевременный сбор налогов.
В начале XVIII века ситуация на Кипре улучшилась: ослабло влияние Османской империи, в Ларнаке появились представительства других стран, крепли отношения с Грецией. Росли прибрежные города, улучшалось благосостояние островитян. В то же время росли националистические настроения.
Высокие налоги и безнаказанность местных властей вызвали ряд восстаний, все они были подавлены. В период с 1572 по 1668 года таких восстаний было 28. Так, за участие киприотов в борьбе за независимость Греции 1821-29 гг., наместник османской империи казнил 486 знатных киприота, и среди них архиепископа острова Киприана.
Турция передала Кипр Британской империи в рамках союзнического договора, Кипр же просто сменил Османскую оккупацию на Британскую.
Британская колонизация
1878-1960 гг.
Новость об окончании османского владычества были с радостью встречены народом и духовенством, однако надежда быстро угасла. После объявления Великобританией колонизации Кипра в 1923 году, на острове началось освободительное движение, в которое включилась и церковь.
Уже в 1931 году на Кипре вспыхивают беспорядки, с требованиями независимости от Англии и воссоединения с Грецией, для их подавления Великобритания нанимает «резервную» полицию из турок-киприотов. Всю историю колонизации Кипра и даже позже Великобритания стравливала между собой греческую и турецкую общины.
Во Второй мировой войне греки-киприоты сражаются на стороне Великобритании, в конце войны Кипр рассчитывает на независимость. На референдуме 1950 года большинство голосует за воссоединение с Грецией, но Британия не признает результатов референдума. С 1955 по 59 года национальная организация ЭОКА (союз борцов за освобождение нации), при поддержке церкви, ведет вооруженные выступления, Англия увеличивает своё военное присутствие и прибегает к репрессиям, турецкая община выступает против греков-киприотов и формирует свою боевую организацию.
В 1960 году объявлена независимость Кипра, одним из условий выдвинут запрет на объединение Кипра с Грецией. Англия осталяет за собой две военные базы на территории острова. Соглашение на предоставление Кипру независимости готовилось представителями Турции, Греции и Англии, при неподписании соглашения, Кипру угрожали разделом острова.
Новейшая история Кипра
1960 г. — н.в.
Нарастает межобщинная напряжённость, в ответ на идею объединения с Грецией, турки-киприоты выдвигают идею о разделе острова. С обеих сторон образуются вооружённые формирования, поддерживаемые и подконтрольные Грецией и Турцией. Происходят столкновения и притеснения с обеих сторон. Уже в 1964 году для урегулирования конфликта на остров прибыли миротворческие силы ООН, до сих пор остающиеся на острове.
В 1974 году США посредством Греции организовали государственный переворот на Кипре, президент архиепископ Макарий III был смещен со своей должности. Турецкая армия под предлогом восстановления республики вторглась на территорию острова и оккупировала северную часть, равную 37% площади острова.
По настоящее время Кипр разделен на две части. Турецкая Республика Северный Кипр является непризнанным государством, его признала только Турция.
Республика Кипр 1 мая 2004 года вошла в состав Евросоюза, а с 2008 года – в зону евро (на 2016 год планируется её членство в шенгенской зоне).
Продолжается поиск решения кипрской проблемы, однако ни одна из сторон не идёт на соглашение. В 2004 году по инициативе генсекретаря ООН Кофи Аннана был разработан план объединения острова («План Аннана»). Новое государство Объединённая республика Кипр состояло бы из двух автономий, греческой и турецкой. Предполагалось уменьшение «турецкой» части с 37 до 28,5%, возвращение греко-киприотов в свои дома (преимущественно в район Фамагусты) и квотирование национального состава правительства. По результатам референдума план был принят турецкой стороной, но отвергнут греко-киприотам, поскольку он не предполагал вывод турецких войск с территории острова, а обещанные киприотам дома уже давно заняты новыми переселенцами из Турции (за исключением уже не пригодных к жилью построек Вароши).